четверг, 7 февраля 2013 г.

могила стефана бранковича

* 19 августа, в день Преображения Господня, уже несколько лет подряд, по окончании Божественной литургии в Хмелите, жители села Гр

Живя на чужбине, праведная Ангелина испытывала большую нужду. Чтобы прокормить детей, она вынуждена была обратиться к православному венгерскому королю Матфею Корвину, который отдал в управление Ангелине сремский город Купиново на реке Саве. Взяв с собой нетленные мощи супруга, праведная Ангелина переселилась в Купиново. Там в храме святого апостола и евангелиста Луки были положены мощи святого Стефана. Позднее недалеко от этого храма была построена церковь во имя праведной Ангелины. В 1495 году старший сын святой Ангелины Георгий отказывается от титула деспота и принимает иноческий чин с именем Максим. Титул деспота принимает младший сын Иоанн, который преставился 10 декабря 1502 года (память в тот же день). Через некоторое время становится митрополитом Белградским и Сремским. Святая Ангелина помогала сыну в его трудах по устроению митрополии. Ими были построены два монастыря в Крушедоле: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы мужской и Сретения Господня женский. Святитель Максим отошел ко Господу 18 (31) января 1516 года. После смерти сына праведная Ангелина оставила мир и приняла монашеский постриг с тем же именем в построенном ею Сретенском монастыре. Отныне основным ее деланием стали молитва и дела милосердия. Ее стараниями в Среме восстанавливались храмы и монастыри, разрушенные турками. 30 июля (12 августа) 1520 года преподобная Ангелина мирно отошла ко Господу и была погребена в своем монастыре. Когда мощи святой Ангелины были обретены нетленными, они были положены в Благовещенском монастыре Крушедола рядом с мощами ее сына святого Иоанна. В 1716 году монастырь был сожжен турками вместе с чудотворными мощами сербских святых Бранковичей. От святых мощей преподобной Ангелины сохранилась левая рука. Службу преподобной Ангелине после обретения ее святых мощей составил один из иноков Крушедольского монастыря. В настоящее время в монастыре Благовещения Пресвятой Богородицы в Крушедоле в специально устроенной раке хранятся святые мощи преподобной Ангелины (левой руки) и части мощей святых Стефана, Максима и Иоанна (Бранковичей) деспотов Сербских. Известный русский историк Михаил Николаевич Тихомиров приводит данные о том, что деспотица Ангелина послала к великому князю (Иоанну III) священноинока Евгения «с некоторыми речами и сообщила о желании построить церковь в честь Иоанна Златоуста, с тем чтобы положить в ней тела «мужа моего святого деспота Стефана и святого деспота Иована, сына моего». В ответ на эти просьбы великий князь велел послать богатую милостыню: «Ангелине 4 сорока соболей и 4000 белок, митрополиту (Максиму) 3 сорока соболей, 3000 белок и серебряный ковш». В 1509 году деспотица Ангелина обращалась за помощью к великому князю Василию Иоановичу, который также как и его отец дал богатую милостыню на поддержание белградской митрополии.P

* 12 августа, в воскресный день совершена Божественная литургия в Казанском храме села Хмелиты. В этот день Церковь поминает преподобную Ангелину, деспотису Сербскую. В Федоровском храме хранится парчовый покров, которым более двадцати лет былаP накрыта рака святой Ангелины в монастыре Крушедол в Сербии, а также ее икона, написанная в Троице-Сергиевой лавре. Преподобная Ангелина Сербская происходила из знатного рода православных албанских князей. Родилась предположительно в сороковые годы пятнадцатого века. С детства воспитывалась благочестивыми родителями в страхе Божием и усердно подвизалась в дущеполезных трудах. Все свои дарования праведная Ангелина стремилась направить на исполнение воли Божией. Благодаря своему сострадательному сердцу святая стала супругой сербского царя святого Стефана (Бранковича), ослепленного турками вместе со своим братом в 1441 году. В 1459 году святой Стефан был изгнан из отечества и вынужден был искать убежищаP на чужбине. В 1461 году праведная Ангелина венчалась со святым Стефаном, получив титул деспотицы (царицы) Сербской. От этогоP благословенного брака родились сыновья Георгий и Иоанн и дочь Мара. Когда турки напали на Албанию, святые Стефан и Ангелина вместе с детьми переселились на север Италии. Святой Стефан отошел ко Господу 9 (22) октября (память в тот же день) 1476 года. Он был прославлен от Бога нетлением мощей. Праведная Ангелина, оставшаяся вдовой, посвятила свою жизнь воспитанию детей. Она учила их благочестию и страху Божию, смирению и воздержанию. Ее усердие не осталось бесплодным: сыновья, как и она сама, после кончины были причислены к лику святых.

всея Руси Никона, мощи преподобного Даниила были торжественно обретены. Из Ростова Великого в обитель прибыл митрополит Ростовский и Ярославский Иона (Сысоевич). После вскрытия могилы и осмотра целостности мощей их с молебным пением, крестным ходом, при громадном стечении народа, перенесли внутрь Троицкого собора. Со второй половины XVII века преподобный Даниил причислен к лику святых, ему составили службу и установили совершать празднование два раза в году 7 апреля, в день кончины иP 30 декабря, в день обретения мощей. До 1716 годаP его мощи находились «под спудом». При архимандрите Варлааме (Высоцким) они были открыты, переложены в раку и установлены в арке, соединяющей Троицкий собор и Даниловский придел. 30 декабря 1770 года мощи перенесли в новую раку, изготовленную из красной меди на пожертвования Переславского воеводы, дворянина Ильи Перхурова. 16 октября 1782 года их положили в новый кипарисовый гроб, в это же время прежнюю раку посеребрили. На 42 тысячи рублей, пожертвованных коммерции советником Козьмой Васильевичем Крестовниковым, изготовили серебряную раку весом около 6 пудов (100 килограмм). 28 июля/ 10 августа (н.с.) 1816 года, в день празднования Смоленской иконе Божией Матери, преосвященный Ксенофонт (Троепольский), епископ Владимирский, известный «радетель духовного просвещения», переложил мощи преподобного Даниила в эту новую раку. По окончании Божественной литургии мощи святого торжественно обносились вокруг обители крестным ходом. С тех пор, ежегодно 28 июля, событие переложения мощей отмечалось в обители и в городе Переславле. Старая рака хранилась в монастырском храме Похвалы Пресвятой Богородицы. 20 февраля/5 марта (н.с.) 1919 года по распоряжению местных властей рака с мощами преподобного Даниила была вскрыта. В 1922 году во время изъятия церковных ценностей, вместе с серебряными окладами икон и утварью, члены комиссии исполкома, возможно, увезли и серебряную раку (впоследствии она исчезла бесследно). В 1923 году медная рака и мощи преподобного Даниила взяты в формирующийся городской историко-краеведческий музей, размещенный в бывшем Успенском Горицком монастыре. Только 20 апреля 1994 года, в день памяти преподобного, мощи и старая рака переданы из музея в вновь открытый Переславский Никольский женский монастырь. Это стало знаменательным событием, произошедшим при настоятельнице монахине Евстолии (Афониной; игумения с 1997 г.) и способствовавшим возрождению монашеской жизни в Переславле-Залесском. В Никольском монастыре мощи преподобного Даниила находились в храме Благовещения Пресвятой Богородицы. Примечательно, что на северной стене храма сохранилась роспись XIX века, на которой изображены преподобные Даниил и Никита Переславские и благоверный князь Андрей Смоленский, подвизавшийся в Переславле в XIV веке. 20 апреля 1996 года мощи преподобного Даниила торжественно перенесены в возрождаемый Троицкий Данилов монастырь.

* 10 августа отмечается и переложение мощей преподобного Даниила Переславского, учителя и духовного наставника преподобного Герасима Болдинского, основателя Вяземского Предтечева монастыря. Прославившийся при жизни как великий подвижник, он преставился ко Господу 7/20 апреля (н.с.) 1540 года. Вначале его тело погребли на братском кладбище обители за алтарем Троицкого собора. При архимандрите Тихоне 30 декабря/12 января (н.с.) 1653 года, по благословению святейшего патриарха Московского и

* 10 августа Церковь поминает святителя Питирима, епископа Тамбовского. Он родился 27 февраля 1645 года, во время Великого поста, в городе Вязьме. Во святом крещении его нарекли Прокопием. Образование он получил в родном городе. Прокопий не только учился церковному чтению, письму и пению, но и обучался иконописанию по древним подлинникам. С детских лет он любил и почитал преподобного Прокопия Декаполита, иерусалимского подвижника, чье имя носил во Святом крещении. Середина ХVII века для Вязьмы была временем важных духовных и политических событий. Пребывание в городе Патриарха Никона, царя Алексея Михайловича с семьей, участие их в Богослужениях, проповеди Патриарха, которые слышал юный Прокопий, не могли не повлиять на его чуткую душу. Особенным для десятилетнегго мальчика, стало событие встречи вязьмичами возвращавшейся в Смоленск иконы Божией Матери «Одигитрия». Впоследствии он привез копию с этой иконы в Тамбов. Прокопий ревностно чтил и покровителя Вязьмы преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского. По достижении Pсовершеннолетия он поступил в Вяземский Иоанно-Предтечев монастырь, славившийся своим строгим уставом, составленным его основателем преподобного Герасимом Болдинским. В 1665 году Прокопий был пострижен в монашество с именем Питирим. Подражая житию духовного покровителя Вяземского Предтечева монастыря - Святому Предтече и Крестителю Иоанну монах Питирим с еще большим старанием посвящал себя молитве, коленопреклонению и совершенствованию христианских добродетелей. Вскоре его рукоположили в иеродиаконы, иеромонахи, а в 1672 (по некоторым данным в 1677) году возвели в сан игумена и избрали настоятелем монастыря. Заботясь об укреплении в насельниках обители духа строгого подвижничества, в своем служении игумен Питирим особую любовь проявлял к благолепию храмов.P На соборах в 1681-1682 годах царь Феодор Алексеевич предлагал учредить новые епархии и викарства. 1 сентября 1684 года святитель Питирим, по благословению Патриарха Иоакима, получил новое церковное послушание - был назначен на Тамбовскую кафедру. 15 февраля 1685 годаP в Неделю блудного сына, в Успенском соборе в Москве Святейший Патриарх Иоаким совершил его хиротонию во епископа. В Тамбов святитель Питирим попал лишь в начале 1686 года. По пути на место новой службы он заезжал в Воронеж для духовной беседы со святителем Митрофаном Воронежским, с которым его связывали тесные узы дружбы. В Тамбове епископ Питирим стал постоянно и в доме и в храме учить людей истинам христианской веры. Он часто служил, нередко сам становился на клирос и обучал причт чтению и пению. Святитель Питирим сам написал несколько икон, украсивших крепостные ворота города, причем одна из них - образ Ильинско-Черниговской Божией Матери, впоследствии получила название Тамбовской. Его кисти принадлежала и Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия», которую он привез с собой из Вязьмы. Много труда вложил святитель в устроение новых храмов и обителей. В 1690 году был основан Вознесенский женский монастырь в Тамбове, игуменией которого стала монахиня Екатерина - его сестра. В 1691 году основан Трегуляевский Иоанно- Предтечев монастырь. В 1694 году начата постройка каменного кафедрального собора. Святитель Питирим освятил его придел в честь святителя Николая чудотворца. В 1698 году 28 июля / 10 августа, в день празднования Смоленской иконы Божией Матери, в 7 часов вечера земная жизнь святителя закончилась и он отошел ко Господу, в возрасте 53 лет. Погребен Святитель Питирим, согласно его духовного завещания, в Преображенском кафедральном соборе. В 1914 году святитель Питирим был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. С 1988 года мощи Святителя Питирима покоятся в Покровском кафедральном соборе Тамбова.

* 10 августа в Феодоровском храме д. Мартюхи совершена Божественная литургия в честь празднования Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия» (Путеводительница). По окончании литургии на колодце, находящемся рядом с храмом был отслужен молебен с освящением воды. В честь Смоленской иконы был освящен престол в селе Богородицком, находящемся от Мартюхов в 1,5 километрах. Каменный храм построен в 1782 году помещиком Феодором Ивановичем Маневским. Престолов два: в нижнем - престол в честь Одигитрии Божией Матери, в верхнем во имя святителя и чудотворца Николая. Храм возведен по проекту архитектора Мархлевского. Над его западным входом стояла трехъярусная колокольня, взорванная в октябре 1941 года. По преданию, записанному Е.В. Клетновой, в Одигитриевском храме на хорах хранилась митра святителя Алексия Московского. В 1812 году ее отбил вместе с обозом у французов отряд из местных крестьян, возглавляемый дворянином Белкиным. В 1910 году проведена страховая оценка церкви.P Храм закрыт в 1930 годы. В октябре 1941 года он был в эпицентре боев группировки Красной Армии с превосходящими частями вермахта. Первый молебен и панихида отслужены в руинах Одигитриевского храма 10 августа 1994 года. Тогда же появилась инициативная группа по созданию в этом месте Спасо-Богородицкого женского монастыря. Церковь Одигитрии в 1987 году включена в каталог «Архитектурные памятники Смоленской области» изданный ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР. В 2001 году он переиздан в расширенном виде в рамках программы «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России», осуществляемой Государственным институтом искусствознания Министерства культуры Российской федерации. При посещении Богородицкого в 1999 году митрополит Кирилл благословил открыть приход при храме Одигитрии, как первый этап создания нового монастыря. 7 декабря 1999 года на приходском собрании утвержден устав прихода. 10 декабря он утвержден митрополитом Кириллом. Приход зарегистрирован Управлением юстиции Смоленской области 12 января 2000 года. Зимой и весной того же года силами прихода расчищены внутри и снаружи сохранившиеся руины Одигитриевского храма. В алтаре был установлен трех метровый деревянный поклонный крест. В 2000 году было приведено в порядок кладбище, стихийно сложившееся вокруг Одигитриевской церкви с начала 1960 годов. Вырублен кустарник и убраны поваленные деревья на территории от бывшего усадебного парка до речки Бебря. С января 2000 года проведению дальнейших работ препятствовала администрация музея-заповедника «Хмелита». 15 марта 2000 года митрополит Кирилл обращался с письмом к губернатору Смоленской области А.Д. Прохорову, в котором просил передать епархии полуразрушенные церкви Одигитрии и Сретения и примыкающие к ним 8 гектаров земли, с целью их восстановления и организации в Богородицком женского монастыря. Письмом от 19 мая 2000 года руководителя комитета по земельным ресурсам и землеустройству Смоленской области митрополиту Кириллу, его просьба о передаче епархии земельного участка в Богородицком для устройства монастыря отклонена, на основании, что эти земли относятся к особо охраняемым природным территориям. 23 мая 2000 года, Г.И. Никифорова, исполняющая обязанности директора областного Центра по охране и использованию памятников истории и культуры дала в Смоленское епархиальное управление справку, что церковь Одигитрии «является памятником архитектуры федерального значения и принята под государственную охрану Указом Президента Российской Федерации 176 от 20 февраля 1995 года». 18 июня 2000 года земли, примыкающие к храму Одигитрии, усадебный парк, все - площадью 9,1 гектара, в том числе кустарников 0,3 га., пастбищ 1,8 га., сенокосов 0,9 га., лесов 4,9 га., под водой (пруд) 0,5 га, под кладбищем 0,7 га.,P ранее находившиеся в ведении Масловского сельского округа (с. Богородицкое), постановлением 336 главы администрации Вяземского районаP М.В. Чехунова переданы музею-заповеднику «Хмелита» в бессрочное пользование «для размещения и обслуживания памятников истории и культуры». 24 июня 2000 года митрополит Кирилл отслужил в церкви Одигитрии молебен и совершил закладку престола. Реставрационные работы на храме Одигитрии проводились в мае-июне 2007 года.

* В конце июля начале августа в Мартюхах, Хмелите, Пигулино, Спасе были проведены несколько занятий по живописи (пленер) Макаровой О.А., преподавателем Детской школой искусств имени С.Т. Рихтера, для детей отдыхающих на летних каникулах в деревне. Небольшая выставка из акварельных работ устроена в гостевом доме в Мартюхах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий